СКВОЗНОЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС ПРИ РАБОТЕ С ИЗДЕЛИЕМ НА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЕ

Авторы: Озеров А.И, Павлов Л.П., Павлов Д.Н., Калмыков А.С.

В статье рассмотрены преимущества использования сквозных бизнес-процессов при работе с изделием на единой информационной платформе. В настоящее время отсутствует единый стандарт описания бизнес-процессов, что затрудняет разработку интеграционных решений между различными системами. Производственный процесс технически сложных изделий предполагает взаимодействие предприятий, участвующих в процессе производства.

Целью работы является обоснование преимуществ использования сквозного бизнес-процесса при разработке изделия на единой цифровой платформе. Предложенное решение позволит перейти на качественно новый уровень взаимодействия между предприятиями, обеспечивая создания сквозного рабочего процесса разработки и производства изделия. Данная статья предназначена для специалистов в области цифрового инжиниринга.

Ключевые слова: Сквозной бизнес-процесс, цифровая платформа, Kamotive, структурная декомпозиция работ.



Введение

Управление процессом проектирования нового изделия всегда представляет собой нетривиальную задачу как по масштабам (несколько десятков тысяч задач, выполняемых сотнями участников в разнородных информационных средах), так и по набору требуемого инструментария.

В системах сквозного проектирования и технологической подготовки производства различных фирм-разработчиков реализованы собственные подходы к организации программ, свои алгоритмы и методы.

В настоящее время цифровые платформы начинают охватывать почти каждую отрасль экономики и позволяют существенно развить связи между различными организациями, работающими на одну общую цель. Цифровые платформы являются сложным объектом исследования из-за их распределенного характера и переплетения с разными сферами, рынками и технологиями. Новые исследовательские трудности возникают в результате растущей сложности платформенных архитектур.

Постановка задачи

Решение задач по разработке итогового продукта должно выполняться через сквозной бизнес-процесс, представляющий из себя логически выстроенную последовательность действий, выполняемых сотрудниками различных функциональных подразделений для достижения общей цели. Его применение обуславливается необходимостью достижения следующих целей:

- управление стадиями разработки;

- планирование работ НИОКР и учет исполнения работ;

- управление изменениями и требованиями;

- упрощение электронного документооборота между пользователями цифровой платформы;

- формирование требуемой отчетной документации;

- отслеживание состояния процесса (исполнитель текущей задачи, планируемые и фактические сроки её завершения, дата и время перехода процесса из одной информационной системы в другую) [1].

Проблемы

На рынке предлагается множество инструментальных средств для решения отдельных частей этой задачи, каждый из которых по-своему уникален, но обязательно имеет узкофункциональную направленность. Так PLM-системы, как правило, не умеют управлять экономикой проекта, системы управления проектами обычно не касаются технической сути проекта, инструменты, прекрасно описывающие все операции, которые должны быть исполнены по ходу проекта, не годятся для управления этими операциями, экономические и бухгалтерские пакеты чаще заточены на управление текущей деятельностью и абсолютно не помогают управлять инновациями и проектами с высокой степенью рисков и неопределённости. Осложняет ситуацию то, что даже на одном предприятии два проекта по созданию двух продуктов не будут абсолютно одинаковыми ни по набору работ, ни по составу участников, ни по размеру инвестиций. Каждый проект разработки индивидуален и неповторим. Поскольку подходящего инструмента для управления всеми аспектами проекта разработки пока не существует, объединить все элементы проекта каждому предприятию приходится самостоятельно и, как правило, в ручном режиме [2-3].

Пути решения

Разработчиками Инновационного центра «КАМАЗ» было создано единое информационное пространство под названием «Kamotive», в котором достигается интеграция инженерных систем предприятий:

· CAD-систем – для автоматизированного проектирования изделий;

· PLM-систем – для управления жизненным циклом изделий [4];

· CAE-систем – для выполнения инженерных расчетов и симуляции физических процессов;

· СУТР – для управления набором требований к изделию, начиная от нормативных – из отечественных ГОСТов и принятых в РФ Международных Правил, и заканчивая специфическими требованиями отдельных покупателей и сервисной сети самого предприятия.

Цифровая платформа «Kamotive» предназначена для управления проектами совместной инженерной разработки, управления данными об изделиях, а также обмена конструкторской и нормативной документацией.

При создании цифровой платформы «Kamotive» указанной выше проблеме было уделено достаточно внимания. Поскольку разработчики предполагали её применение самым широким кругом промышленных предприятий не только машиностроительной направленности и не только крупными отраслевыми игроками, то была предпринята попытка комплексного решения всех задач, связанных с реализацией проекта разработки нового изделия. При этом создатели цифровой платформы «Kamotive» ориентировались на потребности одного из наиболее близких заказчиков – ПАО «КАМАЗ», разрабатывающего свою продукцию совместно со множеством поставщиков и соразработчиков.

Управление всем комплексом задач, связанных с реализацией проекта разработки нового изделия, предполагалось на двух горизонтах: тактическом и оперативном. На тактическом уровне предполагается формирование и отслеживание плана работ в виде последовательных, не повторяющихся крупных задач. На оперативном – использование коротких пооперационных многократно повторяющихся потоков работ.

Инструментом для организации тактического планирования стал специально разработанный «Редактор СДР» (Структурной декомпозиции работ), представляющий из себя типичный (при этом с некоторыми функциональными особенностями) планировщик, подобный MS Project, Teamcenter Schedule Manager и другим аналогичным системам.

Несколько особенностей этого инструмента:

· Может формировать план не только в ручном режиме, но и загрузкой отдельных шаблонов (о них будет сказано ниже) или их наборов;

· Показывает состояние выполнения задач, окрашивая их различными цветами, в соответствии со статусом задачи;

· Позволяет присоединять к задаче рабочий процесс и запустить его;

· Каждая задача может содержать ссылки на результат своего исполнения (файл, план, электронную структуру или модель, задание на разработку или изменение и т.д.);

· Есть возможность вводить плановые и фактические значения стоимости работ, трудоёмкости и длительности по каждой задаче с суммированием результата по плану в целом.

Визуальное отображение плана в редакторе СДР представлено на рисунке 1.


cf4f2c63f44df0e9c2ca22c8b60e69ef.jpg

Рисунок 1 – Визуальное отображение плана в редакторе СДР.


В качестве шаблонов для наполнения планов могут выступать как ранее реализованные планы, так и специально созданные наборы так называемых пакетов работ. Пакеты работ – обособленная часть процесса разработки, результатом исполнения которой является артефакт (документ, образец, набор КД, решение и т.д.), имеющий значения для реализации проекта, т.е. используемый в последующих пакетах работ в качестве входа, исполнительного механизма или управляющего воздействия. Пакеты работ будут прилагаться к продаваемой версии цифровой платформы «Kamotive» и покупатель сможет построить свой план реализации проекта разработки, загрузив в план нужные ему пакеты работ в нужном (удобном) для него порядке. При этом, если содержание пакетов из стандартного набора его не устраивает, он может написать новые, либо скопировать любой пакет, а затем отредактировать копию в редакторе СДР. К отдельным задачам пакетов стандартного набора присоединены потоки работ, которые, по замыслу разработчиков, должны исполняться в завершение этих задач.

План СДР может использоваться для управления работами проекта разработки непосредственно в цифровой платформе «Kamotive», но для предприятий, имеющих развитую систему планирования деятельности, возможно использование этого плана как структуры работ для развёртывания и дальнейшей детализации её в привычной плановой среде.

Инструментом для управления работами оперативного уровня является встроенное в цифровую платформу «Kamotive» программное обеспечение с открытым исходным кодом «Camunda» (платформа для моделирования и создания бизнес-процессов), которое доработано и адаптировано под требования и нужды предприятий, работающих c цифровой платформой «Kamotive». Данный функционал представлен в одном из модулей цифровой платформы «Kamotive» – «Управление Workflow». Его визуальное отображение представлено на рисунке 2.


675157c2ffa5f618fe63b12933ebfb8b.jpg

Рисунок 2 – Визуальное отображение Workflow в модуле «Управление Workflow» цифровой платформы «Kamotive».



В модуле «Управление Workflow» реализовано получение уведомления в личный кабинет пользователя, ответственного за выполнение определенного этапа сквозного бизнес-процесса. Также для оперативного выполнения задач на перспективу заложен функционал отправки уведомления исполнителю в виде sms-сообщений на мобильный телефон и на адрес электронной почты.

Сквозной процесс должен быть регламентирован по срокам выполнения этапов и автоматизирован в выполнении определенных задач. Автоматизация функционала в некоторых этапах сквозного бизнес-процесса должна позволить не отвлекать пользователя от дополнительных действий и их выполнение должно осуществляться в фоновом и автоматическом режимах, не загромождая клиентскую часть пользователя. Средством достижения данной цели могут выступать встроенные обработчики действий (для автоматического выполнения этапа), правил (проверки данных перед выполнением следующих этапов).

Заключение

Таким образом, с учетом вышесказанного, прямых конкурентов у цифровой платформы «Kamotive», разрабатываемой в рамках комплексного проекта, на данный момент не существует, поскольку встроенных методик и стандартов по управлению инженерными данными системы аналоги не имеют.

Применение единого процесса работы с итоговым изделием со стороны всех заинтересованных лиц, использующих различные информационные системы, объединяемые цифровой платформой «Kamotive», позволяет проводить слаженную, согласованную работу, принимать качественные управленческие решения, повышать производительность производственного процесса и минимизировать различные виды потерь, улучшать эффективность труда за счет исключения ненужных шагов, улучшать контроль за процессами с возможностью аудита и получения отчетов, с легкостью редактировать и дорабатывать процессы, если изменяются требования.



Список литературы

1. Разработка принципов построения бизнес-процессов конструкторско-технологической подготовки производства на основе информационно-технологических моделей [Текст] / Хаймович И.Н. // Фундаментальные исследования. – 2014 – №9-8.

2. Гретченко А.И., Горохова И.В. Цифровая платформа: новая бизнес-модель в экономике России. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2019;(1): – 62-72.

3. Фишер Л. «Совершенство на практике. Лучшие проекты в области управления бизнес-процессами и workflow». Пер с англ «Весть-Метатехнология», – 2000 – 432 с.

4. Организация подготовки производства с помощью PDM-системы Teamcenter [Текст] / В.Г. Смелов, В.В. Кокарева, А.Н. Малыхина, О.Н. Малыхина // Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – №6-4.

KAMAZ chatbot